19.03.2018, 16:50 | 8 минут чтения

Все, что вы хотели знать о франшизе

Разбор основных моментов

В статье расскажем о понятиях франчайзингах, разнице между роялти и паушальным взносом, типах франшиз и их покупателей.

Стороны сделки

Франшиза — соглашение между двумя предпринимателями, где первый даёт право использовать свой бренд второму для работы его компании.

В этом соглашении первый предприниматель называется франчайзер. Его цель — расширить границы бизнеса, привлечь инвестиции продажей франшизы.

Второй бизнесмен — франчайзи. Он открывает собственный бизнес под известным брендом. Лица заключают договор коммерческой концессии и выстраивают взаимовыгодные партнерские отношения.


Франчайзинговое предложение

Франчайзинговое предложение обычно включает:

  • Имидж и бренд компании
  • Поддержку франчайзера: юридические консультации, тренинги, обучение персонала, стартап-бук, франчайзи-бук, стартап-бук
  • Паушальный взнос. Он зависит от объема поддержки франчайзера
  • Роялти

О роялти и паушальном взносе

Паушальный взнос — единовременная выплата франчайзеру после заключения сделки. Сумма зависит от ситуации на рынке и престижа франшизы, а также объема поддержки франчайзера. Например, если ее составляет только бренд и франчайзи-бук, паушальный взнос минимальный. Если же франчайзер ищет помещение, приводит его в соответствие со стандартами, набирает персонал, дает систему управления и маркетинга, оформляет документы, то паушальный взнос будет выше.

Размер паушального взноса зависит от того, какую поддержку предоставит франчайзер партнерам.


Роялти — ежемесячный платеж за использование имени компании. Он бывает фиксированным, процентным и смешанным:

  • Фиксированный роялти характерен для бизнеса, где франчайзер не может контролировать обороты предприятий сети
  • Процентный роялти распространен в сфере общественного питания и товарных франшиз, где легко следить за выручкой через CRM-системы и онлайн-кассы
  • Смешанный вариант или процент от маржи встречается среди торговых и товарных франшиз. Франчайзер поставляет продукцию с определенной наценкой — это первая часть роялти. Фиксированная часть выплачивается за поддержку бизнеса франчайзером

Актуальные франшизы

Сегодня спросом пользуются недорогие франшизы с простым управлением. Это несложные заведения общепита, напитки с собой, островки с брендовыми товарами, услуги. Стоимость предложений не превышает 1,5 миллиона рублей.

При выборе сферы деятельности ориентируйтесь на востребованность бизнеса среди населения.

Популярны франшизы в уникальных нишах, ранее не представленные на рынке. Более высокий ценовой сегмент — производство, которое сейчас переживает подъем и приносит стабильную прибыль.

Франшизы без паушального взноса

Такие франшизы существуют. Чаще всего это компании в сфере производства. Ее покупатель все равно платит за доступ к технологиям, патентам, управленческой системе, которая позволит ему эффективно вести бизнес. В этом случае паушальный взнос как бы спрятан в стоимость франшизы: франчайзер поставляет товар с наценкой, а франчайзи ведёт сбыт продукции.

Это сложный случай, и здесь важно убедиться в юридической правильности и законности сделки. Договор франчайзинга и договор поставки должны быть юридически связаны между собой.

Если вы покупаете франшизу без паушального взноса, особенно тщательно проверяйте договор.


Самый частый и наиболее прозрачный вариант оформления продуктовой франшизы — когда договор поставки идет в виде приложения к договору коммерческой концессии. Из документов очевидно, что без поставки товара франчайзи не оплачивает франшизу.

Портрет покупателя франшизы

Среди покупателей франшизы чаще всего встречаются два типа. Первый — человек совсем без опыта управления компанией. Второй — имевший дело с бизнесом предприниматель. Обычно у франчайзи есть инвестиции, но нет опыта ведения предприятия. Поэтому он обращается за поддержкой к известному бренду: для него это наилучший способ входа на рынок.

Итак, мы разобрались в понятиях франчайзинга и юридических нюансах франшизы. Надеемся, франчайзинг стал вам понятнее.