Все, что вы хотели знать о франшизе
Разбор основных моментов
В статье расскажем о понятиях франчайзингах, разнице между роялти и паушальным взносом, типах франшиз и их покупателей.
Стороны сделки
Франшиза — соглашение между двумя предпринимателями, где первый даёт право использовать свой бренд второму для работы его компании.
В этом соглашении первый предприниматель называется франчайзер. Его цель — расширить границы бизнеса, привлечь инвестиции продажей франшизы.
Второй бизнесмен — франчайзи. Он открывает собственный бизнес под известным брендом. Лица заключают договор коммерческой концессии и выстраивают взаимовыгодные партнерские отношения.
Франчайзинговое предложение
Франчайзинговое предложение обычно включает:
- Имидж и бренд компании
- Поддержку франчайзера: юридические консультации, тренинги, обучение персонала, стартап-бук, франчайзи-бук, стартап-бук
- Паушальный взнос. Он зависит от объема поддержки франчайзера
- Роялти
О роялти и паушальном взносе
Паушальный взнос — единовременная выплата франчайзеру после заключения сделки. Сумма зависит от ситуации на рынке и престижа франшизы, а также объема поддержки франчайзера. Например, если ее составляет только бренд и франчайзи-бук, паушальный взнос минимальный. Если же франчайзер ищет помещение, приводит его в соответствие со стандартами, набирает персонал, дает систему управления и маркетинга, оформляет документы, то паушальный взнос будет выше.
Роялти — ежемесячный платеж за использование имени компании. Он бывает фиксированным, процентным и смешанным:
- Фиксированный роялти характерен для бизнеса, где франчайзер не может контролировать обороты предприятий сети
- Процентный роялти распространен в сфере общественного питания и товарных франшиз, где легко следить за выручкой через CRM-системы и онлайн-кассы
- Смешанный вариант или процент от маржи встречается среди торговых и товарных франшиз. Франчайзер поставляет продукцию с определенной наценкой — это первая часть роялти. Фиксированная часть выплачивается за поддержку бизнеса франчайзером
Актуальные франшизы
Сегодня спросом пользуются недорогие франшизы с простым управлением. Это несложные заведения общепита, напитки с собой, островки с брендовыми товарами, услуги. Стоимость предложений не превышает 1,5 миллиона рублей.
При выборе сферы деятельности ориентируйтесь на востребованность бизнеса среди населения.
Популярны франшизы в уникальных нишах, ранее не представленные на рынке. Более высокий ценовой сегмент — производство, которое сейчас переживает подъем и приносит стабильную прибыль.
Франшизы без паушального взноса
Такие франшизы существуют. Чаще всего это компании в сфере производства. Ее покупатель все равно платит за доступ к технологиям, патентам, управленческой системе, которая позволит ему эффективно вести бизнес. В этом случае паушальный взнос как бы спрятан в стоимость франшизы: франчайзер поставляет товар с наценкой, а франчайзи ведёт сбыт продукции.
Это сложный случай, и здесь важно убедиться в юридической правильности и законности сделки. Договор франчайзинга и договор поставки должны быть юридически связаны между собой.
Самый частый и наиболее прозрачный вариант оформления продуктовой франшизы — когда договор поставки идет в виде приложения к договору коммерческой концессии. Из документов очевидно, что без поставки товара франчайзи не оплачивает франшизу.
Портрет покупателя франшизы
Среди покупателей франшизы чаще всего встречаются два типа. Первый — человек совсем без опыта управления компанией. Второй — имевший дело с бизнесом предприниматель. Обычно у франчайзи есть инвестиции, но нет опыта ведения предприятия. Поэтому он обращается за поддержкой к известному бренду: для него это наилучший способ входа на рынок.
Итак, мы разобрались в понятиях франчайзинга и юридических нюансах франшизы. Надеемся, франчайзинг стал вам понятнее.