Гостиничный бизнес: советы для предпринимателей
Важные нюансы и особенности

От чего зависит стоимость гостиницы
Цена предприятия гостиничной сферы складывается из нескольких составляющих. Вот основные из них:
- Месторасположение. От него зависит потенциал заведения — в центре больше туристов, им удобнее останавливаться недалеко от вокзалов и главных достопримечательностей
- Подтвержденная и прозрачная прибыль
- Готовность к классификации. Даже если владелец не прошёл ее, важно определить уровень соответствия требованиям
- Объём номерного фонда
- Стоимость и состояние материальных активов
- Налаженность бизнес-процессов
Два последних пункта менее значимы, но тоже принимайте их во внимание.
Можно ли управлять гостиницей без опыта
Если вы только начинаете путь в сфере HoReCa, покупайте небольшое заведение: немного номеров, минимум постоянных издержек. В управлении большой гостиницей без опыта велик риск запутаться и понести убытки.


Большой гостиницей без опыта управлять сложно: наймите управляющего
Мини-отель или маленький хостел — идеальный вариант для новичка. Главное — быть вовлечённым на 100%: этот бизнес требует активного внимания владельца.
Степень вовлечённости в управление
Как мы отметили выше, гостиница требует 100% вашего времени. Будьте готовы поначалу встать у руля небольшого хостела: самостоятельно оформлять бронь, заселять постояльцев, контролировать мелкие процессы. Это позволит сэкономить на зарплатном фонде.
Если же вы — опытный человек в гостиничной сфере и приобретаете большой комплекс, наймите управляющего. Это не освобождает от постоянного контроля за работой предприятия, но позволяет уследить за всеми процессами.
Когда выгоднее покупать гостиничный бизнес
И снова решает опыт! Если вы управляли предприятиями в этой сфере — покупайте гостиницу в высокий сезон. Вам уже известна специфика дела, и сделка на пике продаж быстрее окупит инвестиции.


Опытный предприниматель справится с управлением отелем даже в высокий сезон
Низкий сезон — время для новичка. У вас его его будет достаточно, чтобы освоиться, наладить процессы и вникнуть в управление. Ещё один немаловажный нюанс — в низкий сезон объект можно купить дешевле.
Окупаемость гостиничного бизнеса
В последнее время оптимальным сроком окупаемости гостиничного проекта считается 1-2 года. Предложения с окупаемостью более 2,5 лет пользуются меньшим спросом.
Гостиницу со сроком окупаемости меньше года не найдешь. Даже если собственник указывает полгода, в реальности выход на окупаемость займёт больше времени. Новый владелец вникает в тонкости дела, а бизнес постепенно перестраивается под него.
Это касается заведений с арендованной площадью. Если речь о гостинице с помещением в собственности, то срок окупаемости стремится к 4 годам и более, так как сумма к возврату больше начальной. Учитывайте сроки при покупке бизнеса, чтобы рассчитать инвестиции и грамотно распределить бюджет.
Гостиница может окупаться дольше
Гостиничный бизнес не прост, особенно для новичка. Долгая окупаемость связана с эффектом переходного периода — временем после покупки бизнеса. В этот период покупатель вникает в процессы, чтобы управлять бизнесом эффективно. Часто — вместе с прошлым владельцем, который вводит его в нюансы.
Например, в переходный период не проводятся акции и другая маркетинговая активность: до этого еще не доходят руки. Владелец не успевает наладить контакты с туристическими агентствами.
Если покупатель с первого дня работы без погружения в основные процессы активно перекраивает весь бизнес, нарушается отлаженная работа объекта. Как итог — снижается заполняемость гостиницы.
О классификации гостиниц
Хостелы, мини-отели и гостиницы проходят классификацию: им присваиваются звезды в зависимости от уровня качества услуг.
Для молодого бизнеса важна не сама "звездность", а готовность к классификации. Часто собственники обещают пройти ее после сделки купли-продажи объекта. Рассматривайте для инвестиций только варианты, готовые это сделать.


Выбирайте отель, прошедший классификацию
Пара слов о регистрация иностранцев
Важный момент с точки зрения миграционного законодательства. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ гостиницы и другие учреждения, которые оказывают такие услуги, обязаны ставить иностранных постояльцев на учет в УФМС.
Надеемся, что статья помогла вам разобраться с готовым гостиничным бизнесом!